Василий Перепелица

Велопробег Саратов – Новосибирск – Саратов
Июль 1978 год
Описывает велопробег Перепелица Василий
Участники:
1. Быков Виктор (Ёган) – 1977 года выпуска
2. Перепелица Василий (Скобов) – 1976 года выпуска

Подготовка к велопробегу
Я узнал о намечающемся велопробеге, посвященному 25-летию лыжной секции СГУ, в апреле 1978 года от Виктора Быкова и практически сразу выразил желание участвовать, хотя у меня совершенно не было практики езды на велосипеде. Подтолкнула меня к такому решению жажда путешествий и постоянное желание что-то новое пробовать. Сразу встал вопрос, где купить гоночный велосипед «Старт-шоссе». В магазинах Саратова таких велосипедов не было, и я принял решение ехать в Харьков на велозавод, который производил такие велосипеды. Так случилось, что мой близкий друг и одногруппник Серёга Курышев имел девушку в Харькове, с которой были у него проблемы (познакомились они на турбазе на юге). Я предложил ему поехать со мной в Харьков: он будет выяснять отношения с девушкой, а я буду покупать велосипед. Конечно, он согласился.
В Харьков мы приехали на поезде ночью, устроились в гостиницу, а утром вместе поехали на завод. Представьте себе: при входе вестибюль завода на самом видном месте висит вывеска «НЕКОНДИЦИЯ», а под ней стоит велосипед «Старт-шоссе», у которого рама как раз для моего роста. Говорю сотруднику завода: «Мне нужен такой же, как этот, но только исправный». Сотрудник отвечает, что нет таких, на конвейере сейчас собирают велосипеды с высокой рамой, и он занят надолго. Спрашиваю: «Как нам решить эту проблему?» Отвечает: «Берите некондицию, другого выхода у вас нет». Пришлось купить.
Вечером мы поехали к девушке в гости. Она нас приняла радушно, угостила чаем, потом с Серёгой уединилась в другой комнате и долго шептались. Переговоры закончились не в пользу Серёги. Она уже встречалась с другим парнем, и моему другу мягко дала отворот-поворот. Так что мы возвращались в Саратов с решёнными проблемами, но в бракованном виде: я купил некондиционный велосипед, Серёга решил проблему не в свою пользу, но зато теперь мог спать спокойно. В поезде к нам из-за велосипеда прицепился контролёр, мы долго с ним препирались, убеждая его, что всё сделали, чтобы оформить багаж, но не получилось. Нам всё же удалось избежать штрафа. Итак, прибыли в Саратов. Серёга довольно быстро забыл о харьковской девушке, больше уже не вздыхал по ней, а я начал тренировки.
К тренировкам я отнёсся очень ответственно, так как ездить на велосипеде умел, но практики вообще не было даже на обычном велосипеде, не говоря уже о гоночном. Виктор же был, по-моему мнению, настолько готов к велопробегу, что ему не требовались дополнительные тренировки. Я опасался, что буду для него тормозом, ведь невозможно за такое короткое время (2 месяца) подготовить себя до уровня Виктора. Тренировки для меня были трудными, но помогла лыжная подготовка: терпение, выносливость, упорство и настойчивость. Ещё сильно вдохновляло то, что мы посвящали велопробег 25-летию лыжной секции. Это обязывало совершить его на высоком уровне.
Первым моим тренировочным велопробегом стал Саратов – Петровск – Саратов. С собой зачем-то взял квас. Выехал утром в часов девять. Была приятная прохлада, ветер дул в спину. Дорога большей частью была с уклоном к Петровску. Так что до Петровска долетел за 3 часа и, как мне казалось, совершенно не устал. Посидел на лавочке с полчаса, попил квасу и поехал обратно в Саратов. Тут началось настоящее испытание: наступила жара; ветер хоть и не сильный, но стал встречным и постоянным; уклон превратился в длинный подъём-тягун. И всё это действовало на меня одновременно. К этому прибавилась усталость, которую почувствовал, когда пришлось преодолевать сопротивление ветра и подъём.
Я практически всё время крутил педали, весь обливаясь потом и не имея возможности попить воды (квас превратился в пену). Подъезжал к Саратову на автопилоте. Спасла меня от полной потери сил колонка с водой, которую увидел на окраине Саратова. Бросив велосипед, я почти весь залез под воду. Обливался и пил воду, как будто побывал в знойной пустыне. Немого отдохнув, почувствовал прилив сил и уже спокойно доехал до общежития (тогда я ещё жил в заводском общежитии на 6-й дачной). После велопробега несколько дней болели мышцы ног. Когда полностью восстановился, совершил следующие тренировочные велопробеги: в Маркс, Балашов, Аткарск. Настала очередь последнего, контрольного велопробега – Саратов – Волгоград – Саратов.
Если все предыдущие велопробеги я совершал один, то в Волгоград поехал с Виктором Быковым. Навстречу нам должен был выехать Володя Киляков из Волгограда, но только когда мы будем выезжать из Камышина. До Камышина мы с Виктором добрались довольно легко и остановились на ночлег у Александра Баева. Его не было дома и нас встретили мама и две его сестры. Приём был просто великолепный, мы ощущали себя птенцами, попавшими к заботливым мамам. На следующий день выехали отдохнувшие и в хорошем настроении.
Теперь нам надо было встретиться с Володей Киляковым (кличка: Жан-Клод Килли). Мобильных телефонов тогда не было и была вероятность разминуться. Поэтому мы ехали и глядели не сколько на дорогу, сколько на обочины дороги. Я смотрел на одну сторону дороги, Виктор – на другую. Стали тревожиться, пора бы нам уже встретиться. Чем дольше ехали, тем больше тревога возрастала. Наконец, с левой стороны дороги у кустов увидели велосипед, но возле него никого не было. Не будучи уверены, что это Вовкин велосипед, стали его громко звать. Вдруг из кустов раздаётся голос: «Я здесь!» Мы бросились в лесопосадки и увидели такую картину. Вовка лежал на боку и тяжело дышал. Рядом лежал огромный рюкзак наполовину уже пустой, а на земле на расстелённой газете лежало много остатков еды.
Оказалось, что его супруга, Людмила, отличающаяся большой заботливостью, сложила в рюкзак еды чуть ли ни на неделю. И вот, устав от езды с таким большим и тяжёлым грузом, Вован решил разгрузиться: заехал в лесопосадки и стал поедать всё, что было в рюкзаке. Но не уничтожив даже четверти запасов, ещё больше обессилел, лежал и не мог подняться. Вот в таком состоянии мы его и застали. Сказав, что мы тебе сейчас поможем, набросились на еду. Вовка благодарно смотрел на нас, и ему с уменьшением запасов становилось всё лучше и лучше. Покончив с едой и немного отдохнув после такой обильной еды, двинулись в путь.
Добрались до Волгограда без затруднений, чувствовали себя на подъёме, как будто и не было за спиной четыреста с лишним километров. Людмила встретила нас радушно и на наши шутки о таком количестве еды в рюкзаке объяснила, подтвердив свою заботливость. Она рассчитывала на то, что мы встретимся и подкрепимся, прежде чем двинемся дальше в путь, так оно и вышло. Вернулись в Саратов, уверенные в том, что готовы физически и морально к велопробегу в Новосибирск.
Подготовка материальной стороны к велопробегу заключалась в том, что я взял на себя изготовление багажников, а Виктор взялся изготовить плёночные костюмы на случай дождя. Надо сказать, что костюмы получились удачные и не раз спасали нас от дождя. Багажники из нержавейки по моим чертежам сделали рабочие на заводе «Контакт», на котором я работал тогда, за некоторое количество спирта. Они же и вынесли их с завода. Надо сказать, что багажники получились не очень удачно и один даже сломался перед Новосибирском. Также запаслись трубками для колёс. Виктор где-то достал 5 штук. Если у обычного велосипеда на обод колеса одевается шина с камерой, то у «Старт-шоссе» на обод надевается и приклеивается «трубка» - шина и камера в одном лице. Если случился прокол, то трубка не подлежит ремонту и выбрасывается. Забегая вперёд, скажу что от Омска до Новосибирска мы уже ехали без запасных трубок.
Из вещей взяли очень мало чего. Палатку не брали, взяли покрывало и одеяло. Рассчитывали спать, где придётся. На гостиницы не приходилось рассчитывать, так как в те времена в них практически всегда не было мест. Фактически мы готовили себя к спартанскому существованию, когда всё сведено к минимуму. Из еды ничего не брали, так как рассчитывали кушать в населённых пунктах, которые будут попадаться у нас на пути. Не взяли мы с собой и карту России, так как были уверены в том, что с федеральной трассы мы не свернём. Путь наш пролегал через Сызрань, Самару, Уфу, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск. Расстояния:
Саратов – Сызрань – Самара = 501 км;
Самара – Уфа = 459 км;
Уфа – Челябинск = 420 км;
Челябинск – Курган = 267 км;
Курган – Петропавловск – Омск = 560 км;
Омск – Новосибирск = 645 км.
Итого, Саратов – Новосибирск = 2852 км. Это согласно подсчётам, которые выдал мне интернет. На самом деле мы проехали не менее 3000 км.
Так как мы возвращались из Новосибирска в Саратов на велосипедах, то всего проехали = 6000 км. Примерно, две недели мы добирались до Новосибирска. Несколько дней побыли в гостях у лыжников. В среднем в день проезжали 200-210 км. Обратно ехали заметно быстрее, в один день проехали 280 км. Всего ушло на велопробег «Саратов – Новосибирск – Саратов» около месяца.
Отправление в путь
Место старта было в Чардыме. Провожала нас довольно большая группа лыжников, которые специально приехали в Чардым за день до старта велопробега. Позже приехал Константин Гурич с супругой. На следующий день утром приехали на велосипедах я и Виктор Быков. Какое-то время мы потусовались на даче, потом сделали общую фотографию и отправились в путь. На трассу нас проводил Анатолий Каверин и даже проехал с нами порядка 10 км. Он сфотографировал нас двоих и тем самым занёс в историю старт велопробега «Саратов – Новосибирск – Саратов».

Мы отправлялись в путь совершенно спокойными, не было ни волнения, ни страха, как будто мы отправлялись на прогулку, была уверенность, что хорошо подготовлены. Что нас ждало впереди мы, конечно, не знали, но если я за Виктора был очень даже спокоен, то за себя не был уверен. Для меня, несмотря на, как мне казалось, хорошую подготовку, езда на спортивном велосипеде была внове, то есть я не прошёл тот период адаптации к велосипеду, чтобы чувствовать себя настоящим велогонщиком. Видимо, поэтому я начал велопробег осторожно, то есть скорость езды была низкой по меркам Виктора. На этой почве у меня с ним начались трения. Я сказал, что пока не могу ехать в полную силу, так как надо поберечь свои мышцы от перегрузки, иначе будет как тогда.
Отступление. Когда я ему это говорил, перед глазами стояла ситуация, которая произошла со мной на третьем курсе. Меня ввели в сборную университета и сразу поставили тренироваться с сильными лыжниками. Я какое-то время держался за парнями, но потом постепенно отставал. Это действовало на меня угнетающе и мне такие тренировки не нравились, так как считал, что должен бегать с теми лыжниками, которые немного превосходят меня. То есть должен был соблюдаться принцип постепенности. На каждой следующей тренировке я продолжал «цеплялся» за «силачами» и старался дольше держаться за ними, уже не думая о технике бега. В результате передние большеберцовые мышцы (расположены впереди и ниже колен) были сильно перегружены, появилась боль в них, которая затрудняла даже ходьбу, не говоря уже о беге на лыжах. Впереди маячили вузовские соревнования, и мне надо было что-то делать, чтобы снять боль и быть готовым к соревнованиям. Но результатом этого стало отстранение от вузовских соревнований и выбытие из сборной университета.
Видимо, надо было этому случаю произойти, чтобы в велопробеге не совершить перегрузку мышц, а это безусловно случилось бы, если бы я тянулся за Виктором. После моего объяснения, которое заключалось в том, что мне пока надо поберечься, Виктор быстро согласился с моими доводами и больше за всё время велопробега у нас не было трений. Сказалось и то, что мы были друзьями и уже довольно хорошо знали друг друга. К тому же наши характеры были совместимы и в чём-то мы дополняли друг друга. Так Виктор проявил себя более жёстким по соблюдению условий велопробега, я же больше проявил себя в заботах.
События во время велопробега
О Викторе мне пока писать нечего, так как, мне казалось, что он на велосипеде чувствовал себя как рыба в воде, но со мной происходило много того, чего я не ожидал. В первую очередь через 3 дня заболели коленки, боль возникала, когда крутил педали. Каждое утро в течение 3-4 дней я начинал с медленной езды, примерно, полчаса, потом боль проходила и уже мог крутить педали свободно и быстро, без боли. Коленки «приработались» и проблема с ними исчезла. Потом начала болеть спина и зудеть руки из-за того, что спина находится в неестественном положении, а часть веса тела приходится на руки. Это продолжалось 3-4 дня, но потом и это прошло.

Наконец, очередь дошла до попы, у которой в местах соприкосновения с седлом появились кровоподтёки в результате трения о седло. Этим местам пришлось долго заживать, так как трение продолжалось, но уже не так сильно, я подложил под себя то, что нашлось подходящее. К слову сказать, на середине пути мы встретили двух велосипедистов, которые ехали тоже на велосипедах «Старт-шоссе» из Хабаровска в Питер. Они нашили на штаны сзади дополнительные мягкие накладки. Мы с ними очень хорошо побеседовали, они нас приглашали совершить турне по европейским странам: Венгрии, ГДР, Польше, Чехословакии. На этом проблемы с моими частями тела закончились, и я уже чувствовал себя более-менее велосипедистом.

В один из дней ночью, когда мы спали в придорожной лесополосе, пошёл дождь. Я не спал и думал, если мы и дальше так будет лежать, то обязательно простудимся. Разбудив Виктора, предложил ему ехать. И вот мы, крутившие педали весь день, вынуждены были крутить ещё и ночью. Здесь нам очень пригодились плёночные костюмы, которые сшил Виктор, в них мы чувствовали себя довольно комфортно. Задача состояла в том, чтобы найти укрытие от дождя и ещё немного поспать. Заехали в небольшой городок и увидели детский сад, в котором были веранды. Заборчик был невысокий и перемахнув через него, расположились в них на полу. Утром, услышав детские и родительские голоса, мы быстро собрались и с благодарностью к веранде и детскому саду, покинули её. Далее дожди нас почти не беспокоили, установилась жара, которая и стала нас доставать. Ещё доставал ветер, если он был встречным, так как вынуждал нас всё время крутить педали, не давая ногам отдых.
После Уфы начинаются Уральские горы и пошли длинные подъёмы и длинные спуски. Длинные подъёмы достаточно сильно изматывают, но мы уже были готовы к таким испытаниям, поэтому ни на одном подъёме не сошли с велосипедов. В благодарность, наверно, за это кто-то наверху послал нам красивую и очень загорелую девушку, которая была в одном купальнике. Как она красиво двигалась и как это было необычно в нашей ситуации. Благо мы приближались к ней медленно (в подъём крутили педали), поэтому нам доставляло удовольствие смотреть на её красивую фигуру, на её движения рук и ног. Она не шла, а плыла по дороге и казалось, что для неё подъём, что ровная дорога – так она легко двигалась. И вот мы её догоняем и просим остановиться. Разговорившись с ней, узнаём, что довольно известная лыжница (фамилию не могу вспомнить), которая почти каждый день тренируется на лыжероллерах в этих местах. Поговорив немного, мы пожелали друг другу удачи и расстались.

Длинные спуски для нас были довольно опасными, так как асфальт был плохой, но можно было разогнаться до очень большой скорости. Любой камушек или ямка могли вывести из строя трубку на переднем колесе и тогда неминуемо падение. Первый спуск мы пролетели на очень большой скорости. Одна легковая машина поравнялась со мной и некоторое время ехала рядом. Потом водитель посигналил мне, я очень осторожно и медленно повернул к нему голову. На такой скорости любое неосторожное движение могло привести к катастрофе, ведь у нас ещё не было опыта на таких скоростях ездить. Водитель пальцами показал мне 6 и 0. Я понял, что скорость моя была 60 км/час. С такой же скоростью ехал впереди и Ёган. Когда мы неслись на такой скорости, то молил бога, чтобы не лопнула трубка на переднем колесе. Ситуация была сложная ещё из-за того, что на такой скорости нельзя тормозить, так как если торможение будет слишком резкое, то полёт через руль будет обеспечен. После первого спуска мы уже не давали сильно разгоняться велосипедам на следующих спусках, вовремя притормаживали.
В один из дней, когда мы были уже на Южном урале в районе Петропавловска неожиданно для меня заболел Виктор – у него поднялась температура. Это я должен был заболеть, так как с детства был подвержен простудам, хотя в школе и приложил много усилий, чтобы закалить здоровье.
Отступление. Укреплять здоровье я начал с 6 класса с прочтения всего одной книги. Случайно, роясь в школьной библиотеке, наткнулся на книгу про норвежца Амундсена – покорителя Южного полюса и сразу понял, что нашёл то, что искал. Её я штудировал несколько раз. В ней хорошо и подробно описывалось, как он готовился к походу, как закалял себя. С этого момента стал себя закалять по мере возможностей, которых в интернате было очень мало. Ещё мне здорово помог Александр Васильевич Суворов, который стал моим кумиром и образцом для подражания. Он каждое утро обливался холодной водой и спал на соломе, одевался всегда легко, даже зимой. Здоровье я хорошо поправил, но не на столько, чтобы гордиться им. Продолжил закаляться уже будучи студентом, именно для этого и выбрал лыжный спорт, который считаю самым лучшим и полезным видом спорта. Как-то само собой мне пришла в голову ода о лыжном спорте:
О! Лыжный спорт! Ты уникальный триатлон! Когда я поднимаюсь в подъём, то чувствую себя альпинистом. Когда мои лыжи скользят по равнине, я чувствую себя конькобежцем. Когда я лечу по спуску, то чувствую себя слаломистом.
О! Лыжный спорт! Ты уникально гармоничен! Когда я иду лыжным ходом, то одновременно и слаженно работают дыхание, руки, ноги, спина, голова.
О! Лыжный спорт! Ты несёшь здоровый образ жизни! Ты позволяешь мне дышать свежим морозным воздухом, находиться в очаровательном лесу, принимать полезные физические нагрузки.
О! Лыжный спорт! Ты воспитатель и тренер! Ты воспитываешь во мне волевые качества, увеличиваешь мою выносливость, учишь не сдаваться и упорно идти к цели.
О! Лыжный спорт! Ты основа для крепкой и долгой дружбы. Ты дал мне друзей на всю жизнь, и я тебе за это благодарен.
Спасибо тебе за то, что ты есть!
Итак, Виктор простудился и надо было что-то делать, но ничего нельзя было предпринять, так как мы находились в таком месте, где нас окружали бесконечные просторы Южного Урала – сплошная степь, к тому же мы заблудились. В те времена не везде на федеральной трассе лежал асфальт, и мы как раз были в таком месте. Более того, было трудно различить федеральную трассу от второстепенной дороги. Подъехав к развилке, стали думать, по какой дороге ехать: которая вела вправо или которая – влево. Никаких указателей не было и вокруг ни души. Меня охватило сильное беспокойство, так как если мы поедем не по той дороге, то уедем в никуда и тогда как и чем лечить Виктора. Он медленно поехал по правой дороге. Я сказал, что немного постаю на развилке, может всё же кто-то проедет. И когда потерял надежду, а Виктор уже далеко отъехал, тронулся за ним, но постоянно оглядываясь.
И вот оно – случилось чудо, кто-то сверху опять помог, появилась бортовая машина, которая свернула на левую дорогу. Развернувшись, я рванул наперерез и машу шофёру рукой. Он заметил меня и остановился. Я стал расспрашивать его, как нам вернуться на трассу. Он сказал, что самостоятельно мы не сможем вернуться на трассу и предложил довезти нас до неё. Я согласился и рванул за Виктором, который уехал достаточно далеко. Вернувшись к машине, мы закинули велосипеды в кузов и сели в кабину. Доехав до федеральной трассы, остановили машину, поблагодарили шофёра и далее поехали на велосипедах. Заехали в небольшую деревушку, в ней на удивление были гостиница и аптека (опять подарок сверху). Разместились в гостинице, и я тут же побежал в аптеку, закупил таблетки, которые посоветовала аптекарша и назад, в гостиницу. Предложил Виктору перекантоваться в гостинице один день, чтобы он получше чувствовал в себя, но Виктор отказался, и утром следующего дня мы двинулись в путь.

После Омска проехали всего 50 км и началась грунтовая дорога, совершенно не пригодная для езды на велосипедах. Но после Уральских гор мы были готовы к любым испытаниям, поэтому ехали в хорошем настроении. Пока мы ехали по бездорожью кто-то наверху послал нам ещё одну встречу – мы догнали туриста, который ехал из Питера во Владивосток. Остановились и долго с ним беседовали, даже сфотографировались. Он ехал на туристическом велосипеде и сзади на багажнике был огромный рюкзак. Поверх рюкзака была прикреплена палатка. Проезжал он в день не более 100 км. Такие путешествия совершал каждое лето и был очень доволен этим. Дали ему адрес наших друзей в Новосибирске, где мы можем вновь встретиться. За 70 км до Новосибирска началась асфальтированная дорога, чему мы несказанно обрадовались.
Новосибирск нас удивил двумя вещами: повсюду были велосипедные дорожки и было кошмарное воровство велосипедов. Нас сразу предупредили, чтобы не оставляли без присмотра свои велосипеды, особенно, когда заходим в магазин. Только мы собрались зайти в один из магазинов, как навстречу нам выходит молодой человек, огляделся и вдруг закричал: «Украли велосипед!». Один из нас зашёл в магазин, второй остался сторожить велосипеды. Потом мы благополучно доехали до наших лыжников в академгородок. Всего проживало их в Новосибирске порядка шести семей и все они знали о велопробеге. Встретили нас с большим восторгом и каждая семья хотела, чтобы мы у них переночевали. Среди них были Чувилины Леонид и Аля, Шапошниковы Валера и Элла, Фомели Борис и Элла.
Мы их попросили сделать два дела: помочь отремонтировать багажники и найти для нас велосипедные трубки в количестве 5 штук. Вначале они взялись за багажники, и каждый из них хотел внести свой вклад, из-за этого много спорили. Сейчас уже не помню: то ли отремонтировали багажники, то ли сделали новые. Склоняюсь ко второму. Потом они весь спортивный мир Новосибирска поставили «на уши» - оказалось, не так просто было найти велосипедные трубки для «Старт-шоссе». И всё же спортивный комитет Новосибирска разыскал на одном из складов эти трубки и подарил нам.
На третий день пребывания в Новосибирске нас посетил турист, которого мы встретили на трассе и дали ему адрес лыжников. Своим видом он произвёл неизгладимое впечатление на всех, даже на меня и Виктора, хотя мы его уже видели и разговаривали с ним. Туриста усадили за стол, накормили и много расспрашивали об его увлечении велотуризмом. Рассказывал он охотно и с увлечением, но не стал засиживаться, отправился дальше в путь.
Когда мы ехали в Новосибирск, то думали возвращаться поездом в Саратов, так как испытание было довольно серьёзным и не очень-то хотелось его ещё раз проходить. Но, отдохнув у друзей, нам показалось, что возвращаться на поезде не гоже, нужно обязательно ехать на велосипедах. И мы не пожалели об этом, так как обратный путь оказался для нас довольно лёгким и приятным. Через день мы ночевали в гостиницах и хотя нам говорили, что мест нет, всё же удавалось в них вселяться. Обязанность уговаривать работников гостиниц я взял на себя, так как допустил ошибку перед началом велопробега. Открою вам секрет: в отличие от Виктора я не взял с собой паспорт, так как посчитал, что он не понадобится. В этом заключалась проблема, когда пытались вселяться в гостиницы, но её все же успешно решали.
Мы настолько чувствовали себя сильными как велогонщики, что в один день вместо обычных 200-220 км проехали 280 км. Могли бы и больше, но начинало темнеть, поэтому надо было уже искать место для ночлега. Искали, конечно, стог сена. Если не находили, то ночевали в лесопосадках. Нарвём много травы, расстелем её, потом положим одеяло, а вторым укроемся. Мы настолько уже привыкли таким образом ночевать, что уже не чувствовали дискомфорта. К тому же у меня уже был опыт таких ночёвок.
Отступление. Это было в пионерском лагере, когда я учился в 8 классе. Лагерь располагался недалеко от реки «Медведица» (примерно 1 км) и идти к ней приходилось через лес, кишащий змеями. На берегу был песочный пляж, так что можно было и ловить рыбу, и купаться. Среди нас были два брата, которые начали ходить с ночёвкой на рыбалку. У меня с ними были хорошие отношения, поэтому я напросился пойти с ними. Допоздна купались, потом разожгли костёр и долго сидели возле него, болтая ни о чём. Спать легли в часов 12 прямо на пляже: расстелили одно одеяло, а другим накрылись. Сон не брал нас – смотрели на звёзды (на небе не было облаков). В этом было что-то завораживающее: мы лежим на земле, а над нами океан звёзд и чем больше всматриваешься в него, тем больше кажется, что в нём кипит своя жизнь. Не заметили как уснули. Встали в 5 часов утра и начали готовиться к рыбалке. Мы ранее ещё не вставали так рано на природе, поэтому рассвет нас восхитил – природа как будто специально хотела нам понравиться. Настроение было просто великолепное. Я взял удочку и пошёл вдоль берега, смотрел на речку в поисках места для рыбалки. Вдруг во мне возникло какое-то беспокойство, что-то подталкивало меня посмотреть на тропинку, по которой шёл. Когда я на неё взглянул, то буквально в шаге от меня лежала, свернувшись в клубок, гадюка – она спала. Обойдя её, пошёл дальше. В это утро мы наловили много рыбы, принесли в лагерь и сразу отнесли на кухню.
Возле Тольятти нас встретил крутой подъём и как-то не по спортивному было сходить с велосипедов и идти в него пешком. Мы поднялись с сёдел и стали «рубиться» с подъёмом. Было тяжело. Но кому-то сверху показалось этого мало, и он послал нам вдогонку огромный «Камаз», который сигналил нам и требовал убраться с дороги, так как дорога была узкая. Но не тут-то было, мы махнули ему рукой – давай вперёд, не бойся нас. Водителя «Камаза» тоже взял спортивный азарт. И вот махина медленно надвигается на нас, а мы едем буквально по краешку асфальта, да ещё стоя – чуть вильнул и ты слетел с асфальта, но этого допустить нельзя. Краем левого глаза я вижу, как мимо меня проплывает в ужасной близости огромное колесо «Камаза».
Тому, кто наверху и этого показалось мало для испытания нас. Он напустил на нас от колеса сильный жар, сильный запах резины и такой же сильный гул мотора. Казалось, ещё немного и победа будет за «Камазом», этим, вооружённым до зубов орудиями воздействия на нас, монстром. И тут я вдруг услышал в своей голове голоса: «Вася! Давай! Ну, поднажми ещё! Конец подъёма уже близок!». Боже мой, да как тут можно было проиграть при такой поддержке. Эти голоса влили в меня свежие силы, и мы вместе с колесом одновременно покорили подъём. «Камаз» на прощанье дал торжественный сигнал и ушёл вперёд.
Остаток пути мы проехали довольно весело, так как чувствовали уже близость Саратова. Меня даже не огорчило и то, что окунулся в битум. Я ехал впереди и, видимо, задумался, не заметил как заехал в битум, который был разлит на дороге ремонтниками. Когда стал с него съезжать, то непроизвольно вильнул рулём, вслед за этим вильнул багажник, который вынудил заднее колесо поскользнуться и нарушил этим моё равновесие. Я падал на бок и ощущал полною беспомощность удержаться от падения, так как не так просто снять стопу ноги с педали, когда она закреплена к ней туклипсами. Приложился к битуму всем боком, но не расстроился, хотя долго пришлось оттираться от него. Виктор предусмотрительно объехал битум. Далее мы благополучно доехали до Чардыма. Оставили велосипеды у Гурича на даче и переправились на лодке в спортивный лагерь СГУ. В лагере нас встретили как героев и, конечно, нам была приятна такая встреча. Она говорили о том, что мы не зря совершили этот велопробег.
Обычно в таких случаях задают стандартный вопрос: что вам дал этот велопробег? Такой же вопрос часто задавали и задают по поводу лыжной секции: что вам дала лыжная секция? Честно говоря, я не люблю такие вопросы, так как они меня ставят в тупик, я не знаю, как на них ответить и что сказать. А знаете почему? Потому что я не задумываюсь о том, кто и что мне может (или должен) дать, мои мысли направлены на то, что я могу дать, чем могу пожертвовать ради друзей, хорошей идеи, улучшения чего-то в нашей жизни. Вот и велопробег был совершён в честь лыжной секции СГУ и посвящён 25-му юбилею секции. Всё!
А закончить свой рассказ хочу притчей.
Притча. Дорога к долголетию
Заговорили как-то части тела человека о том, как они отдыхают. Голова говорит, что отдыхает, когда человек спит. Мышцы рук и ног – когда расслаблены. Нервы – когда находятся в покое. Желудок – когда закончит переваривать пищу. Дошла очередь и до сердца. Части тела смотрели на сердце с большим вниманием, так как терялись в догадках, когда же оно отдыхает, ведь оно всё время работает. Сердце ответило: «Я отдыхаю, когда слышу добрые и ласковые слова с улыбкой на лице от человека, которому принадлежу, а также когда слышу их от окружающих людей. Чем чаще я их слышу, тем крепче становлюсь и дольше могу работать».
Здоровья и долголетия всем нам!