Сергей Попов
Педагогический прием
В этом небольшом рассказе хочу поделиться своим наблюдением по применению Константином Гуричем Смятским одного из педагогических приемов и индивидуальному подходу к каждому из нас на одном примере.
Это было в далеком 1968 г. Буквально, на следующий день после сбора на стадионе, на котором проходила запись студентов-первокурсников в различные секции, начались тренировки. Мне крупно повезло в том, что первые ко мне подошли на стадионе симпатичные жизнерадостные девчонки-зазывалы из лыжной секции. Так началась моя спортивная жизнь в универе.
Первые 1,5 месяца тренировки (силовые, на скорость, на выносливость) проходили на территории университета, где Константин Гурич особенно внимательно наблюдал за первокурсниками, распределяя их по тренировочным группам вместе со старшекурсниками, учитывая физические данные и начальную спортивную подготовку. Поскольку групп было много и в группах были ребята с разных факультетов, то мы в основном знали старших групп и старшекурсников, а потом постепенно знакомились с сокурсниками. Как я понял потом, старшекурсники делились своими наблюдениями с К.Г. по каждому из нас о том, как мы переносим физические нагрузки. А нагрузки сразу были такие, что на следующий день после очередной тренировки было трудно ходить от боли в суставах и в мышцах.
С середины октября и до момента пока не лег снег, тренировки были перенесены на лыжную базу Университета. Тогда мы, первокурсники, записанные в лыжную секцию к преподавателям К. и А. Гуричам Смятским, 3-4 раза в неделю спешили на лыжную базу на очередные тренировки. И именно тогда я познакомился с юношей, с которым связан настоящей бескорыстной дружбой на всю жизнь.
Практически каждый раз вместе со мной на тренировку спешил этот юноша, который еще в школе (учились в одной школе в параллельных классах) обращал на себя внимание чрезмерной полнотой. При росте 172 он имел вес 85. Когда он ускорял шаг, не говоря о легком беге, эту полноту не скрывала свободно опущенная майка. Именно здесь я впервые обратил внимание на то, что Константин Гурич на тренировках ставил его в группу начинающих девчонок! Когда мы приходили в раздевалку после тренировки, этот юноша со злостью и отчаянием шлепал снимаемые кроссовки об пол и произносил фразу: «Все! Это была последняя моя тренировка!». Но, каждый раз приходя на базу, все повторялось. И этой фразой каждый раз заканчивалось переодевание. И каждый раз, когда я «счастливый и усталый» уходил домой, в голове появлялась мысль: сломается или не сломается?
Допускаю, что и К.Г. Смятский про него думал: «Если не сломается, то из него выйдет настоящий человек, настоящий боец!». Он не боялся применить этот педагогический прием в отношении этого юноши, т. к. знал, что в сформированном им коллективе это не будет восприниматься как унижение и издевательство со стороны товарищей.
Не сломался. Через год сбросил лишние 16 кг. А поскольку он отличался веселым нравом и на лицо был симпатичным парнем, он стал душой сначала нашей маленькой компании, а впоследствии и всей лыжной секции. А как он нравился девчонкам!
И постоянный прогресс на лыжне! К 3 (или 4?) курсу он входил в эстафетную четверку физфака, а на пятом уже входил во вторую эстафетную четверку университета! Вот это - прогресс, вот это — целеустремленность, вот пример проявления характера при необыкновенной скромности человека!
А эти сброшенные в первый год 16 кг стали одной из легенд лыжной секции.
В арсенале нашего тренера К.Г., который для многих из нас стал вторым отцом, было много педагогических приемов, впоследствии отразившимися на нашей жизни, но этот — остался одним из самых ярких для меня и незаметным для многих моих товарищей.