Константин Гурьевич Смятский
Секция дружных
– Вы будете вести секцию лыжников-новичков, причем работать придется со студентами, еще не умеющими как следует стоять на лыжах, – предупредили молодого тренера К.Г. Смятского на кафедре физвоспитания и спорта.
Трудно повести дело в секции так, чтобы у пришедшего в нее студента с первых же дней появилась уверенность в своих возможностях, чтобы после первых неудач желание стать спортсменом не исчезло.
С первых же занятий установилась тесная взаимосвязь и взаимоподдержка между тренером и членами лыжной секции. К.Г. Смятского не пугало, что многие, в буквальном смысле, были новичками в спорте, что были затруднения в обеспечении спортинвентарем.
Тренер был твердо уверен, что каждый юноша или девушка могут и должны стать хорошими лыжниками: не обязательно чемпионами, но разрядниками – обязательно. Эту уверенность он постоянно прививал своим воспитанникам, предупреждал, что успех дается только серьезным трудом – систематическим и упорным.
Именно с первых дней, когда затруднения преодолевались сообща, росла дружба внутри секции, создавался коллектив. Не случайно К.Г. Смятский придавал созданию коллектива первостепенное значение, а поэтому спортивная работа тренера не заслоняла от него живых людей.
Тренер и избранное бюро секции сумели интересно поставить работу, сделать ее разнообразной. Регулярное проведение бесед тренером и самими лыжниками, коллективные посещения кино и театров оживили жизнь секции. Члены ее и сам тренер всегда живо интересовались жизнью, учебой своих товарищей.
Уже в первом спортивном сезоне члены секции участвовали в различных соревнованиях, как, например, межфакультетских, матче дружбы с лыжниками юношеской спортивной школы. Пять наших спортсменов выполнили разрядные нормы.
Секция самой последней в городе кончила тренироваться, последнее занятие проходило буквально на остатках снега. С уходом зимы занятия лыжников не прекратились. Начались упорные тренировки на стадионе.
Тренер стремился разнообразить работу секции. Он поддержал инициативу Б. Фомеля, предложившего, чтобы члены секции занимались не только специальными упражнениями, но и играли с увлечением в баскетбол.
Были организованы легкоатлетические состязания с секцией спортивных путешествий.
Когда группа лыжников – членов секции – выехала в летний спортлагерь, она и там проявила себя самым дружным и сплоченным коллективом, выполнявшим добросовестно все поручения.
По возвращении в Саратов стал осуществляться заранее разработанный план. 27 августа секция на шлюпках совершила поход Саратов – Пристанное.
Разнообразны методы создания спортивного коллектива. Одним из них является труд. Так, члены секции решили в свободное время поработать на строительстве жилого дома. В труде еще более окрепла дружба спортсменов. Заработанные деньги пошли на нужды секции.
Сейчас секция ведет настойчивую работу по подготовке к сезону. Можно верить, что в зимнем сезоне секция добьется больших успехов, залогом этому является большая дружба членов ее, внимательное отношение тренера к каждому студенту.
В нашем университете работает более двух десятков секций, но далеко не во всех их них созданы дружные коллективы спортсменов. Нерегулярное посещение занятий секций, многочисленные случаи неявок спортсменов на соревнования, наконец, отход многих студентов от спорта, преждевременная «старость» большинства старшекурсников и, особенно, старшекурсниц, ранее занимавшихся в секциях, говорит только о том, что коллектив секции во главе с тренером не оказал должного влияния на недисциплинированных или неустойчивых спортсменов. Видимо, и содержание работы отдельных секций не удовлетворяет студентов.
Давно назрела необходимость значительно более широкой пропаганды опыта разносторонней работы лучших секций. Исключительно актуальными являются в университете вопросы работы тренера-воспитателя.
Л. Майофис, член комитета ВЛКСМ
Майофис Л. Секция дружных // Сталинец. 1954. 31 октября.
Клятва в Малиновых ключах
Маленький, сухой, очень подвижный быстрый на реплики Константин Гурьевич действительно не щадит своих сил ради того дела, которое скромно именуется лыжной секцией Саратовского университета. Дома, благо тот рядом, Смятский появляется лишь перекусить и опять исчезает до позднего вечера. Будь у него только тренировки! Но в том-то и суть, что тренировки и соревнования – лишь часть этой жизни.
Он, как и брат, из породы «фанатов» – людей одной идеи, которой отдают всю жизнь, не разделяя ее на часы рабочие и нерабочие, забывая о жизненных удобствах и собственном благополучии.
Константин Гурьевич с женой и двумя сыновьями долго жил в коммунальной квартире. Но когда предложили ему прекрасную трехкомнатную квартиру с одним только условием, чтобы он начал тренировать заводских лыжников, отказался, не раздумывая. Потому что не мог предать ту секцию, которую собственными руками начал «строить» еще в 1953 году.
Нужно ли говорить, что жена не поняла этого? Поняли лыжники. И решили, разволновавшись, собрать деньги Гуричу для первого взноса на кооперативную квартиру. Вряд ли Константин Гурьевич взял бы эти деньги, но они и не понадобились. По решению парткома, получил он в новом здании, построенном к юбилею университета, двухкомнатную, правда, но зато отдельную квартиру.
Как и другим старшим преподавателям университета, Гуричу предложили садовый участок. Представьте, тоже отказывался: видите ли, неудобно ему казалось разводить собственность, когда сам воспитывал ребят в том духе, что надо жить коммуной, что «наше» звучит гораздо лучше, чем «мое». И только когда, зная его характер, ребята сказали ему: «Вот вы отказываетесь от участка, а в летнем лагере лыжникам всегда овощей не хватает», только тогда Гурич стал «частным собственником».
И как это принято в секции, как это было бы, если бы помощь понадобилась кому-нибудь из лыжников, работают на участке все вместе. А Константин Гурьевич, к собственному удивлению, обнаружил, что и здесь есть, оказывается «воспитательный момент».
«Гуричева дача... Запах ожившей земли, горячее апрельское солнце и семена, которые бережно опускаешь в землю, – кто забудет эту радость, которую вы нам подарили. И ваша любовь к земле, цветам, забота о деревьях тоже нас воспитывали, пробуждали чувство близости к природе.
А летом снимаем урожай. Вы привозите огромные красные помидоры, а посторонние люди удивляются, чего ради этот чудак так делает. А мы знаем, что именно в этом и есть вы».
(Из письма Константину Гурьевичу).
Но далеко не только в этом. Он человек многогранный и глубокий, он прекрасно понимает, что одной только самоотверженностью воз с места не сдвинешь. И он ищет крупицы педагогического опыта, где только может. Дома у него, не говоря уже о Макаренко и Сухомлинском, накопилась порядочная библиотека педагогической литературы.
Перу Константина Гурьевича принадлежит реферат «Организация и воспитание студенческого спортивного коллектива на примере лыжной секции Саратовского государственного университета».
Но в реферате Смятского ничего не сказано о том, что в практической работе своей он идет от простейших, так называемых, прописных истин, считая, что они вырабатывались в народе веками и потому не могут быть неверными. А то, что многие относятся к ним скептически, его не смущает. Он утверждает, что скептицизм возникает тогда, когда слово расходится с делом. А в секции заведено так, чтобы каждый замысел, каждый росток инициативы обязательно нашли выход. Лишь тогда у человека появляется вера в себя и в справедливость.
Пришел в секцию первокурсник П. – какой-то нервный и робкий парень. Даже говорить стеснялся: фразы получались тяжелые , корявые. И учеба у него шла из рук вон плохо. В учебной группе над ним посмеивались, и П. решил уйти из университета. Но не ушел. Ему не дали это сделать в лыжной секции. Здесь к нему относились подчеркнуто доброжелательно, здесь опытные лыжники не гнушались возиться с неумелым и физически слабым новичком. Здесь он чувствовал себя равным другим. Потом ему тактично предложили помощь в учебе. И дело пошло. Мало тог, он стал прилично учиться и ходить на лыжах – парень утвердился в себе, и теперь уже никто в учебной группе не пытался задеть его.
Трудная история была и с одним из ребят, ныне главным технологом одного из крупнейших саратовских заводов Виктором Зубановым. Он тоже, запустив учебу, хотел оставить университет. И ему тоже помогли тренеры и лыжники.
«Человек с таким душевным состоянием, с каким я окончила школу и пришла в университет, просто не может жить, казалось мне. Я читала книги о дружных сплоченных коллективах и страшно завидовала тем людям, которые в них жили. И думала, что не может быть такого чуда, что я попаду в такой коллектив
Но вот я попала, и оказалось, что жить в нем совсем не просто для меня. Я оказалась не готова к такой жизни. И не нужно ведь никаких выдающихся качеств. А нужно только терпение. Нужно только не жалеть своих сил! И не ждать мгновенных результатов.
И еще я поняла, что человек счастлив только тогда, когда что-то отдает. Как только перестаешь отдавать, сразу чувствуешь оторванность от людей. У нас в лыжной секции брать и отдавать одно и тоже».
(Из письма Гуричу)
Впечатление такое, что тренеры совсем не вмешиваются в организационные дела секции. Она на полном самоуправлении. Ее делами вершит бюро, в котором ни много нимало – пять секторов. А если учесть. что каждый член бюро привлекает к работе в секции еще несколько лыжников, что существуют еще разовые поручения, то становится понятным, как осуществляется очередной «лыжный» девиз: «Каждый без исключения должен работать для коллектива».
Архипенко А. Клятва в Малиновых ключах // Советский спорт. 1976. 29 декабря. С. 1-2.
Растить лидеров
«Сегодня анализируя историческую значимость физической культуры и спорта в развитии современного общества, физкультурно-патриотическое воспитание в системе формирования базовой культуры личности учащейся и молодежи, хочется обратиться к опыту наших предшественников, воспитывавших спортивную молодежь в СГУ. В 70-80 годы прошлого века, когда авторы были студентами госуниверситета. В то время успешно работали многочисленные спортивные секции, во главе которых стояли тренеры-энтузиасты: это секции фехтования, баскетбола и ручного мяча, художественной гимнастики и водных лыж. Но нам хотелось рассмотреть опыт уникального коллектива, в котором нам посчастливилось заниматься, – лыжной секции СГУ.
Это неформальное спортивно объединение уникально не только тем, что подготовило из вчерашних новичков, никогда не стоявших на лыжах, перворазрядников, чемпионов вузов, города, что была сформирована боеспособная команда. Эта секция-долгожитель просуществовала с 1953 по 1993 год. Пребывание в коллективе оказало сильнейшее воздействие на каждого из тысячи выпускников СГУ, занимавшихся в секции, помогло становлению личности каждого. О чем свидетельствуют юбилейные встречи, которые собирают лыжников каждые пять лет. И хотя давно нет в живых любимых тренеров и многих уважаемых ветеранов, сильно стремление выпускников увидеться, вновь ощутить себя частью лыжного братства, запастись энергией дружеских сердец».
«При формировании лыжной секции перед тренером Константином Гурьевичем Смятским была поставлена задача подготовить многочисленную (в зачет шли 30 лучших результатов), боеспособную команду из вчерашних новичков. Достичь поставленной цели оказалось возможным при упорных, эффективных круглогодичных тренировках. При этом была важна сильная мотивация для достижения как личных, так и командных результатов.
Условием создания такой команды являются единые ценности, цели, и мотивы. Большое значение имеет выявление и воспитание лидеров, формирование общей ответственности за результат, распределение функций с учетом индивидуальных особенностей каждого.
В секции одновременно занимались 60-70 спортсменов, от студентов первого курса до аспирантов. Наряду с разнообразными лыжными тренировками в межсезонье спортсмены занимались кроссом, баскетболом, греблей на ялах, морским многоборьем. Лыжники вместе проводили январские (во время сессии) и февральские (во время каникул) сборы. Летом трудились в стройотряде, чтобы заработать на профессиональный инвентарь. Вместе тренировались и работали в спортивном лагере университета. Досуг лыжников был разнообразен и интересен: сколько вечеров, юбилеев было организовано, свыше семидесяти лыжных свадеб было проведено.
Коллектив работал на принципе самоуправления. Педагогической основой работы секции стали идеи воспитания человека в коллективе, сформулированные А.С. Макаренко и подходы педагогики сотрудничества тренера и воспитанников.
Организовать тренировочный процесс и жизнь в такой большой команде тренеры могли только, опираясь на лидеров, воспитанных в коллективе. Чтобы сформировать лидера, необходимо понимать сущность этого явления, его вариации, условия и средства его развития».
«Педагогу, чтобы выявить потенциального лидера в коллективе приходится, иногда на интуитивном уровне, ориентироваться на три типа лидерства: деловое, эмоциональное и ситуационное лидерство. Деловое лидерство возникает для решения профессиональных задач, в случае спортивного коллектива такими лидерами однозначно становятся сильные спортсмены, а также спортсмены, способные решать серьезные организационные задачи. Эмоциональное лидерство базируется на человеческих симпатиях, ситуативное лидерство как правило проявляется в конкретной ситуации».«Следуя процессуальному подходу Ю. Хемфилла, задача педагога помочь пробному лидеру, который попытался примерить на себя эту роль стать успешным, а затем и эффективным лидером.
Понятия лидер и руководитель не тождественны. Лидер получает свой статус в коллективе благодаря отношениям со своими последователями, а не в результате назначения или выборов. Его положение менее стабильно, чем положение руководителя, он не имеет официальных рычагов воздействия, но и не обременен обязанностями по управлению группой.
Однако наличие лидерских качеств у руководителя обеспечивает ему широкую поддержку сторонников, улучшает межличностные отношения в группе. Исходя из этого при подготовке выпускника вуза с одной стороны, необходимо выявлять, поддерживать и развивать в них лидерские качества, с другой стороны, важно давать знания в сфере управления, формировать умения и навыки организаторской деятельности, что особенно эффективно достигается в коллективах, существующих на принципах самоуправления.
В лыжной секции университета вся работа осуществлялась под управлением бюро, возглавляемым его председателем. Члены бюро отвечали каждый за свое направление: спортивное, организационное, культурно-массовое, работу с пополнением. Несомненно, весь тренировочный процесс ложился на плечи тренеров Смятских Константина Гурьевича и Александра Гурьевича, а в последствии и Владимира Александровича Смятского. В наше время на формирование лидеров-спортсменов большое влияние оказывал А.Г. Смятский. Однако общественную работу члены секции осуществляли самостоятельно под пристальным вниманием К.Г. Смятского. Поскольку климат в команде и ее работоспособность напрямую связаны высоким социальным статусом его членов, для решения самых разных задач, стоящих перед коллективом, использовался проектный метод малых групп.
Секция открывала перед ее членами большие возможности социального определения своего места, статуса в коллективе. Можно было работать над проектами разных направлений по своему выбору: проведение тренировок подготовка соревнований, вечеров, оформительских проектов, решение строительных задач, работа с пополнением и многое другое.
Для успешного выполнения проекта руководитель должен уметь грамотно ставить задачи, определять оптимальные средства достижения цели и методы контроля. А лидер плюс к этому должен видеть конечный результат и вдохновить команду на его достижение.
Тренер-педагог не жалел времени на индивидуальную работу. Старшекурсники зачастую курировали проекты младших: помогали планировать, организовать и проводить мероприятия. Велика роль в жизни секции, в становлении ее лидеров была выпускников секции, ветеранов спорта. Они не только приходили на соревнования, вечера. К ним можно было обратиться по проблемам спортивной подготовки, учебы и научной деятельности, просто в разрешении сложной житейской ситуации.
Каждый член секции при выполнении своих управленческих функций, каким бы видом деятельности он не занимался усваивал главное, что для реализации своих идей он должен сформировать команду единомышленников, чтобы на них опираться. Он был уверен, что в любой ситуации получит поддержку от профессионалов-ветеранов, тренера, товарищей, в то же время знал, что, если он работает в команде, то должен уметь подчиниться, а если понадобится, он обязан помочь другим. Такой климат в коллективе способствовал повышению самооценки каждого, формированию лидерских качеств.
Отношения спортсменов с тренерами были взаимно уважительными и доверительными. Тренеры всегда подходили индивидуально к подготовке и мотивированию спортсмена, стимулировали его стремление к разностороннему развитию, креативный подход к решению поставленных задач.
Более тридцати процентов выпускников связали свою жизнь с педагогической деятельностью: это преподаватели вузов, успешные тренеры, школьные учителя, организаторы образования. Все они успешно применяют знания, полученные в университете, используют приобретенные навыки в своей деятельности.
По мнению Серебренниковой С.Н. именно работа с группой новичков- первокурсников (30человек) позволила ей еще будучи студенткой попробовать себя в качестве организатора, поверить в себя. Сначала следуя советам тренеров, в дальнейшем принимая самостоятельные решения, участвовала в отборе спортсменов, организации тренировок и судейства. Был получен важный опыт руководителя, навык успешного решения проблем, появилась вера в свои силы и способности, уверенность, что ты можешь увлечь, повести за собой, что в конечном итоге определило окончательный выбор профессии».
«<...>следует выявлять студентов-лидеров, опираться на них. Чаще это студенты, уважаемые в учебной группе, из-за своих выдающихся умений и знаний, инициативные и решительные, уверенные в себе. Но главной своей задачей считаю способствовать развитию лидерских качеств у неуверенных и безынициативных студентов, поручая им провести разминку, часть тренировки, обучение товарища, участие в организации соревнований и судейства в качестве, например, секретаря, контролера. Вовлеченность в общее интересное дело способствует развитию у студентов уверенности и решительности. У них появляется бесценный опыт преодоления трудностей.
В процессе обучения в вузе происходит многоплановая перестройка личности, основу которой образует развитие самосознания, в частности используя данные программы, преподаватель физической культуры создает условия для вовлечения студентов в образовательный процесс, помогает им выбрать свое «идеальное занятие», открыть новые возможности в знакомом учебном предмете для собственного развития.
На основе данного положения можно предположить, что те студенты, которые осознанно участвуют в образовательном процессе, имеют более позитивные представления о самом себе, о своей жизненной и профессиональной перспективе, что соотносится и с высокими показателями ответственности за свой выбор.
Бесценный опыт, полученный в лыжной секции СГУ, как считает Изотова В.Ф. является универсальным в педагогике. Впервые входя в аудиторию Вы сразу видите эмоциональных лидеров, и задача педагога привлечь их на свою сторону, отнестись к ним с уважением, вовлечь их в диалог, возможно дать им проявить свои знания, а если таковых не оказалось, дать им понять, что им есть чему поучиться.
В отличие от очевидных лидеров выявление скрытых лидеров среди немногословных, но, возможно, профессионально подготовленных студентов, пользующихся у товарищей заслуженным авторитетом и развитие потенциальных лидеров это уже проблема, требующая от педагога серьезного внимания и кропотливой работы причем не только на занятиях, но и вне аудиторий».
Вера Матвеец (Изотова), Светлана Фокина (Серебренникова)
Изотова В.Ф., Серебренникова С.Н. Формирование лидерских качеств у выпускника вуза // Историческая память в теории и социокультурной практике:сб-к нуч. ст. 2021. С. 428-434.